|
Разумеется, это была она,
знаменитая Сивилла Кумская, которая на заре своей
карьеры предсказала Троянскую войну, затем судьбу Энея, легендарного
основателя Римского государства, будущее его царственных потомков
и даже, как говорят, пришествие Христа. Первое упоминание о ней, по
свидетельству Плутарха, принадлежит Гераклиту, жившему в VI—V вв.
до н. э. Родом она была из малоазийско-го города Эритреи и в юности,
говорят, обладала удивительной красотой. Аполлон, бог-покровитель
тамошних мест, как водится, пленился ее прелестями, а вздорная девица
потребовала от него поистине божественного дара: столько лет жизни,
сколько песчинок на эритрейском взморье. Аполлон был простодушен,
Сивилла — изворотлива, результат — предрешен. Она осталась девственницей,
но обиженный бог велел ей убраться подальше: только вдали от родной
земли его «подарок» обретал силу.
Так Сивилла оказалась в Кумах. Должно быть, она не слишком еще состарилась,
когда в городе, ставшем для нее новой родиной, ее посетил Эней. Он
покинул горящую Трою, долго скитался по морю, снискал любовь карфагенской
царицы Дидоны, оставил ее и вот приплыл к италийским берегам. Надо
сказать, все это годами прежде ему предсказала троянская царевна Кассандра.
Ей, правда, никто никогда не верил, не оказался исключением и Эней.
Теперь все сбылось, и «илион-ский беженец», должно быть, проникнувшись
уважением к вещуньям всякого рода, пришел к Сивилле. Она удовлетворила
его любопытство и даже сводила «на экскурсию» в подземное царство
мертвых. А что до ее утешительных обещаний, то они вполне оправдались:
потомки Энея крепко держали в руках римскую власть. Недаром Гай Юлий
Цезарь вел свой род от Юла, сына Энея.
Одно поколение сменяло другое, только Сивилла не знала смерти. Она
одряхлела и уже не показывалась людям, вещая из глубины своей пещеры,
где, как говорят, из ста дверей одновременно звучало сто голосов.
Увы, слишком поздно она поняла свою ошибку: требуя нескончаемой жизни,
она забыла попросить у бога и вечной юности.
Петроний, живший уже в первом столетии нашей эры, упомянул в своем
«Сатириконе» жутковатые забавы кумских детишек. Те подвешивали за
горлышко бутылку и, окружив ее, спрашивали: «Сивилла, чего хочешь?».
И голос из бутылки ответствовал: «Умереть хочу». Как знать — может,
она с годами действительно скукожилась до размеров паучка, а может,
современник Нерона таким причудливым способом хотел передать тогдашнюю
атмосферу всеобщего неуважения и цинизма? Так или иначе, куманцы в
конце концов сжалились над изможденной годами старухой и привезли
ей горсть эритрей-ской земли. Увидев столь памятный ей песок, Сивилла
испустила дух.
Однако голос ее продолжал звучать в куманском гроте, а купленные Тарквинием
книги — лежать в пещере под Капитолийским холмом. К ним были приставлены
специальные жрецы, в чьи обязанности входило не только охранять бесценную
реликвию, но и толковать вдохновленные Аполлоном гекзаметры. К священным
книгам обращались за советом в случае особой опасности для Рима или
при туманных и зловещих знамениях. Тех же, кто осмеливался разглашать
их содержание, зашивали в мешок и бросали в Тибр.
Поскольку считалось, что устами Сивиллы говорит сам Аполлон, именно
он оказался первым из греческих богов, покоривших римское царство.
Никакой закон не принимался, ни один обряд не осуществлялся в Риме
без того, чтоб не заручиться мнением «Книг судеб», как называли сивилли-но
наследие. Надо заметить, что этот случай по-своему уникален. Римляне
часто предсказывали будущее по ударам грома, полету птиц и другим
знамениям или наблюдая состояние внутренностей жертвенных животных.
Оракулов, в отличие от греков, они не уважали. Сивилла оказалась исключением.
В 83 г. до н. э. на Капитолии случился грандиозный пожар, и драгоценные
книги, предмет знаменитой сделки Сивиллы с Тарквинием, были уничтожены.
Может быть, закат великой империи начался именно с этого пепелища.
Во всяком случае, государственные мужи сим происшествием были весьма
встревожены и постарались по мере возможности поправить дело. Уже
через семь лет специальное посольство было направлено сенатом в малоазийскую
Эритрею, и вскоре около тысячи стихов, якобы списанных частными лицами
из «Книги судеб», было доставлено в Рим. Помимо Эритреи, любознательные
коллекционеры отыскались и на Самосе, и в Африке, и на Сицилии. Были
ли восстановлены утраченные тексты, неизвестно, но то, что в результате
проведенных изысканий появилось много новых «откровений», непреложный
факт: ведь собранные пророчества на сей раз составили 12 книг.
Конечно, сивиллина мудрость, обрывки которой вдруг стали искать по
всем закоулкам италийских колоний, утратив тайну, почти потеряла и
авторитет. По рукам стали ходить совершенно истинные «Сивиллины книги»,
в которых всегда можно было найти что-то к случаю. Неофициальных оракулов
распространилось так много, что уже Августу (жившему на рубеже старой
и новой эр) пришлось принимать меры по устранению «подрывной» литературы:
греческие и латинские пророческие книги, число коих превысило две
тысячи, были у населения изъяты и сожжены.
Более того, совершенно неожиданно для властей даже в новый «канонический»
текст священных книг закрались довольно сомнительные высказывания.
То тут, то там встречались порицания Рима и пророчества о его скором
и катастрофическом конце. Сивилла, состоящая на «государственной службе»,
нежданно оказалась едва ли не диссиденткой. Да и можно ли было ожидать
от нее иного? Ее новые откровения были собраны в тех местах, где давно
уже зрело недовольство Римом. Говорили о приходе новых царей, о смерти
старых богов, и сивилла каждой страницей своих книг это подтверждала.
Надо сказать, что еще «при жизни» Сивиллы ее имя стало нарицательным,
и у нашей куманской знакомицы появились конкурентки. Они, впрочем,
как гласит предание, на месте не сидели, а исправно бродили по землям
Средиземноморья и вдохновенно просвещали народ относительно близкого
и отдаленного будущего. Поначалу говорили о двоих, затем число их
возросло до четырех, потом — до десяти, и, наконец, на двенадцати
счет был закрыт.
«Состав участниц» той или иной группы довольно сильно варьировался,
хотя Кум-ско-Эритрейская сивилла, как правило, могла рассчитывать
на «постоянное членство» во всех списках. Впрочем, ее довольно часто
сажали «на два стула» разом, поминая Кумскую и Эритрейскую пророчиц
отдельно.
Шло время, и сивиллам (пусть не лично, а при посредничестве своих
текстов) пришлось столкнуться с христианством, — взаимоотношения складывались
непросто. В 405 году, когда новая религия набирала силу, римский полководец
и фактический правитель западной части империи Стилихон, посчитав
«Сивиллины книги» пережитком язычества, безжалостно предал их огню.
Так они были уволены с государственной службы в имперском Риме, но
вскоре обрели весьма могущественного покровителя, а его стараниями
— более чем почетную должность.
Священные тексты исчезли из Капитолия, но, невзирая на усердие римских
«чистоплюев», в избытке бродили «по рукам». Уже в начале IV в. они
входили в состав разнообразных древних трактатов, а в VI в. «организовались»
в общий корпус «Сивиллиных книг», которые худо-бедно дожили и до нашего
времени. Казалось бы, как они могли прийтись ко двору новой религии?
Однако дело оказалось сложнее. Безымянные составители находили в них
явные пророчества о Божественной и Животворящей Троице, о пришествии
Христа, его чудесах и воскресении, о будущем Страшном суде. Как водится,
отыскались свидетельства и о том, что к одной из сивилл — Тибуртинской
— в свое время пришел за советом импе-
ратор Август. Римский сенат как раз постановил праздновать апофеоз
— обожествление римского императора, и тот спросил прорицательницу,
соглашаться ли ему на это. В ответ она предсказала приход младенца,
который будет могущественнее всех римских богов. Небеса разверзлись,
и Август узрел Деву Марию с младенцем Христом на руках. Этот эпизод
позднее встречался и в христианской живописи: императора изображали
снимающим свою корону в знак преклонения перед истинным Богом.
Вообще европейская живопись оказалась к сивиллам весьма благосклонна.
Достаточно напомнить, что дюжина древних вещуний увековечена рукою
Микеланджело на фресках Сикстинской капеллы в Ватикане. С ними соседствуют
и двенадцать ветхозаветных пророков. Кстати сказать, это неожиданное
соседство лишний раз напоминает о той роли, которую уготовила сивиллам
средневековая западная Церковь. Тогда как пророки оказались мостом
между иудейской религией и христианством, сивиллам выпала честь связать
с христианской эпохой греко-римский мир. С чем они, как видим, и справились
не без пользы для себя.
С веками, конечно, они вновь утратили свое высокое «культовое» значение,
спустились с пьедесталов и опять, как в былые времена, «смешались
с толпой». Теперь уже само их имя стало для многих той народной «Сивиллиной
книгой», из коей каждый черпает все, что ему нужно. |
|
|