|
|
Она была монахиней бенедиктинского
монастыря — но не затворницей, а ученым. Ум и знания ее превозносили
знатнейшие особы Европы, причем в столь восторженных и возвышенных
выражениях, какие свойственны скорее Востоку, нежели западному миру.
Ее называли воплощением «сияющего блеска священной религии», «музыкальным
орудием Святого Духа, созданным для извлечения бесценных мелодий,
таинственно изукрашенным многими чудесами...». Она же скромно ответствовала,
что является всего лишь «пушинкой, носимой дыханием Господа».
Тем не менее эта «пушинка» из сегодняшнего дня воспринимается первой
эмансипированной интеллектуал-кой средневековья, свободно мыслившей
и не признававшей авторитетов. Прямо и откровенно аббатиса Хильдегарда
критиковала высшее духовенство и даже императора Священной Римской
империи Фридриха Барбароссу.
И хотя стиль ее писаний неимоверно многословен, в трактатах аббатисы
столько живости языка, образности, даже вызывающей откровенности,
что они популярны по сей день.
Ее цитируют теологи и медики, ученые и музыканты. И не только цитируют:
музыку и песнопения Хильдегарды записывают на CD, в странах Западной
Европы создано целительское направление, которое так и называется
— «метод Хильдегарды».
Родилась Хильдегарда в дворянской семье в 1098 году и была десятым
ребенком. В три года ее посетило первое видение: яркий свет, проникший
в самую душу. На всю жизнь она сохранит это не по-детски сильное переживание,
которое тогда даже не умела выразить.
Восьмилетней девочкой Хильдегарда была отдана на воспитание монахине,
дочери могущественного графа, с которой они поселились в женском ските
бенедиктинского монастыря.
Надо сказать, что с детства Хильдегарда была болезненной и слабой.
Потому она с ужасом смотрела, как истязает себя аскезой ее наставница.
И хотя та обладала даром целительницы и пророчицы, к 44 годам попросту
уморила себя. Хильдегарда подобной участи не желала. Прекрасно сознавая,
что «человек, подвергающий свое тело неумеренному воздержанию, всегда
раздражен», она избегала крайностей и прожила 81 год.
Ее любознательность не знала границ. Вообще среди бенедиктинцев ыло
немало людей просвещенных, монахи занимались науками, монастыри имели
богатые библиотеки. Огромное собрание книг было и в обители Бингема,
где жила Хильдегарда. Помимо библиотек в те времена при каждом монастыре
имелся свой аптекарский сад-огород. Монахи слыли знатоками трав и
снадобий, которыми вкупе с молитвой лечили всех страждущих. Искусство
целительства Хильдегарда постигла в совершенстве.
Ей были ведомы явные и тайные, сокровенные свойства трав и камней.
Она относилась к человеческому организму как к единому целому и считала
болезнь не только карой Божией, но и следствием нарушения внутренней
гармонии. Более того, благочестивая монахиня была убеждена, что мир
пронизан энергиями, которыми обменивается все живое. «Когда создавался
человек, — рассуждает Хильдегарда, — была взята земля от земли, и
эта земля есть человек. Все элементы служили ему, потому что чувствовали
в нем жизнь. И они действовали с ним, и он с ними. Так воплощает земля
в своих полезных травах высокие духовные способности человека, а в
ядах своих открывает она его плохие и дьявольские свойства». Хильдегарда
первой в средневековой Европе заговорила об организме как о единой
системе, о неразрывных связях всего живого на Земле.
Что погубило Адама?
Методы лечения Хильдегарда назначала в зависимости от темперамента:
сангвинику нужны совсем не те травы, коренья и снадобья, которые помогут
флегматику; меланхолику лишь повредят лекарства, которые могли бы
спасти холерика.
Итогом целительских изысканий любознательной монахини стала «Книга
простого врачевания» — универсальный свод информации о природных целительных
силах: о лечебных свойствах металлов, камней, рыб, птиц, злаков, животных.
Каждое существо и вещество было ею изучено, описано, оценено и рекомендовано
с точки зрения физических свойств, возможностей приготовления и употребления.
Не обошла Хильдегарда вниманием и магические рецепты: среди ее излюбленных
«лекарств» — наговоренные кофе, овсянка и хлеб, вразумляющее печенье...
Докопалась Хильдегарда даже до причин болезни, поразившей первого
человека — Адама. Ведь она прекрасно разбиралась в таких разделах
медицины, которые для средневековья никак нельзя назвать популярными
и за вторжение в которые можно было в те времена и на костер попасть:
ее занимали проблемы наследственности, эмбриология, гинекология, расстройство
половых функций у мужчин.
Во многих болезнях, по мнению Хильдегарды, повинен первородный грех:
жажда сладострастия. Именно ее отравляющее присутствие в крови Адама
и Евы почувствовал змей, подбив их вкусить яблока. И потому «ответственность»
за грехопадение Хильдегарда возложила на обоих прародителей человечества
— вопреки церковному воззрению на женщину как на «сосуд греха».
Видения как... способ познания
«Познай пути» — так назвала Хильдегарда свод записей о видениях, которые
регулярно посещали ее. Но даже в этом вполне мистическом деле она
оставалась ученым. Принято считать, что видения посещают особ экзальтированных,
вводящих себя в экстатическое состояние. Кстати, именно так «работали»
древние сивиллы: для обретения пророческого дара они должны были надышаться
специальными испарениями и войти в транс. Но только не Хильдегарда!
Видение как способ познания — так можно охарактеризовать ее подход
к этой тонкой области психики. Возможно, поэтому ее видения получили
официальное признание церкви.
Учитывая вполне светский, реалистический склад ума Хильдегарды, можно
предположить, что, записывая свои видения, она интерпретировала их,
отчего хаотичная мешанина образов складывалась в логически выверенные,
осмысленные картины грядущего. Так, средневековая монахиня предсказала
приход к власти Наполеона и затеянную им войну, наступление режима
реформации в Англии.
В разворачивающихся перед ней картинах история человечества развивалась
по спирали, а космос представал неким яйцом, в котором заложены как
силы развития, так и энергия защиты от разрушения.
А вот как Хильдегарда увидела человеческую похоть: «...явление имело
образ женщины, которая лежала на правом боку. Ноги она согнула и подтянула
так, как это делает человек, который удобно устраивается на своей
постели. Ее волосы были как огненное пламя, а ее глаза белы, как мел.
На ногах она имела белую обувь, которая была такой скользкой, что
женщина не могла ни идти, ни стоять. Из ее рта исходило зловонное
дыхание и текла ядовитая слюна. Ее правую грудь сосал щенок, левую
— змей. Руками она срывала цветки с деревьев и трав и вдыхала их аромат.
На ней не было одежды, плоть ее источала жар, и тот, кто к ней приближался,
иссушался этой страстью, как сено».
Вся картинка выстраивается в яркий живописный образ, как если бы Хильде-гарда
писала мистический роман.
Но есть у нее и более откровенные описания, и не из области видений,
а относящиеся к научным изысканиям: «Некоторые женщины имеют природную
склонность к дородности. В любовных объятиях они прелестны и любезны,
они также разбираются в изящных искусствах, они довольны своим душевным
состоянием. Их лоно сильно развито и способно к деторождению. Они
плодовиты и могут принимать в себя мужское семя». Чудо как хорошо,
особенно в устах монахини, живущей в монастыре с восьми лет! И какое
знание предмета исследования — ощущений женщины в любовных объятиях...
Остается признать, что и видения, и всепоглощающий научный интерес
ко всем проявлениям жизни — воистину великая познавательная сила!
Уже при жизни Хильдегарда была признана великой провидицей. К ней
обращались как к оракулу, ибо многие ее предсказания сбывались с удивительной
точностью.
Став аббатисой основанного ею монастыря, она получила охранную грамоту
от Фридриха Барбароссы, которого знала лично. Но во время Тридцатилетней
войны грамота не уберегла детище Хильдегарды: монастырь сгорел.
Остаток жизни Хильдегарда провела в обители города Рюдесхайм, и до
сих пор горожане боготворят аббатису: ведь благодаря ее славе заштатный
немецкий городишко превратился в знаменитый туристический центр! В
наше время туда началось настоящее паломничество желающих приобщиться
к идеям «первой феминистки» Германии. На пожертвования посетителей
монахини монастыря отстроили гостиницу, которая в состоянии принять
всех желающих. Сам же город, связанный с именем Хильдегарды, каждый
год принимает около двух с половиной миллионов туристов со всего света.
В издательствах стран Европы корпят над переводами ее необъятных фолиантов
и писем. Журналы печатают рецепты «от Хильдегарды» и ее пророчества.
По оценке специалистов, она предвидела время второго Всемирного потопа,
когда «волны перестанут подчиняться берегам». А после того как в небе
пронесется огромная комета (предположительно, комета Галлея, возвращение
которой в пределы видимости с Земли ожидается в 2062 году), некое
великое государство, описание которого очень напоминает Америку, по
предсказанию Хильдегарды, будет «разорено землетрясениями, бурями
и огромными морскими волнами. Океан затопит также и все остальные
страны, а жители немногих уцелевших городов будут жить в вечном страхе».
Другое ее пророчество ученые интерпретировали как предвидение угрозы
термоядерной зимы. Звучит оно так: «Грозные ветры, зародившиеся на
Севере, принесут густой туман и плотные облака пыли, которые забьют
людям рты и глаза так, что, объятые жутким страхом, они прекратят
свою кровавую резню».
Не дай бог, конечно, чтобы сбылись апокалиптические видения Рейнской
сивиллы. Но в том, что касается ее воззрений на мир и природу человека,
эта средневековая монахиня оказалась удивительно дальновидной, прозорливой
и свободной от условностей. И кажется нам такой до сих пор — даже
спустя девять веков. |
|
|