Москвичи считают блаженную
Матрону своей святой, но родилась она в Тульской губернии в селе
Себино. Произошло это в 1881 году (хотя в одном житии указан 1885
год). Матрона была четвертым ребенком в бедной крестьянской семье.
Немолодым уже родителям, Дмитрию и Наталье Нико-новым, в их беспросветной
нужде казалось непосильным поднять еще одного ребенка, и мать еще
до рождения задумала отдать младенца в приют в соседнее село. Но
выполнить задуманное помешал странный сон. Неродившаяся дочь явилась
ей во сне в виде сказочной белой птицы с человеческим лицом и закрытыми
глазами, которая слетела к ней на правую руку, как когда-то в виде
белого голубя нисходил Дух Святой. Потрясенная женщина поверила
в свой вещий сон, и Матрона осталась в семье с братьями и сестрой,
хотя и родилась слепой. В силу какой-то врожденной особенности глазные
впадины были у нее плотно закрыты веками. Отняв зрение физическое,
Бог отметил ее зрением духовным. Дар прозрения открылся у Матроны
в раннем детстве. Впервые он проявился, когда девочка сообщила родителям
о кончине крестившего ее сельского священника отца Василия. Этот
скромный праведник и подвижник первым угадал богоизбранность Матроны,
потому что при крещении над купелью с младенцем поднялся столб легкого
благоухающего дыма. Другим знаком, которым была отмече-
на ее избранность, был крестообразный кожный нарост на груди — нерукотворный
нательный крест.
С семи-восьми лет у Матроны проявился дар предсказания и исцеления.
Сначала близкие стали замечать, что ей ведомы мысли людей, особенно
греховные, она может угадывать преступников и предвидеть опасности,
стихийные и социальные бедствия. Дом Никоновых был возле самой церкви,
и девочка часто проводила время в храме. Немудрено, что она очень
хорошо знала службу, наизусть выучила церковные песнопения, а потом
у нее открылся дар непрестанной молитвы. Молитвой она и поднимала
на ноги больных, которых везли к дому Никоновых в Себино из окрестных
деревень, а порой и из города и даже из других губерний. О внезапном
начале того паломничества девочка предупредила мать: «Мама, у меня
скоро будет свадьба!». И повторила свои слова о свадьбе, когда к
их избе начали подъезжать чередой телеги, подводы, повозки... Однажды
маленькая Матрю-ша предсказала пожар, во время которого сгорела
почти вся деревня. А их дом огонь обошел. Тогда же, еще в детстве,
Матрона предсказала и «пожар» всероссийский — революцию: «Будут
грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Она образно показывала,
как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить
себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда, так что
земля уж никому не нужна будет. Дочь себин-ского помещика Лидия
Янькова брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую
лавру, в Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, по другим святым местам
и городам России. Предание рассказывает и о встрече 14-летней Матроны
с Иоанном Кронштадтским, который во всеуслышанье объявил: «Вот идет
моя смена — восьмой столп России». Так и вышло, что в тяжелые для
православия времена Советской России неграмотная крестьянка Матрона
стала опорой для верующих, одним из светочей негасимой веры, которую
потом сложенный в ее
честь акафист назовет «предивною чу-дотворицей, заблуждений и неразумений
доброй вразумительницей, недугов прогонительницей, прозорливицей
и невидимых и далече сущих неложной предсказательницей».
Прошло немного времени, и Матрона лишилась возможности передвигаться
самостоятельно. Сама она знала, что у нее отнимутся ноги, и указывала
духовную причину болезни: после причастия в храме к 16-летней блаженной
подошла некая женщина, отнявшая у нее способность ходить. Матрона
смиренно приняла новое испытание: «Я не избегала этого — такова
была воля Божия». И до конца дней своих осталась «сидячей», а сидение
ее продолжалось 50 лет.
«Боготечной звездочкой
явилася еси в стольном
городе Москве...»
Вот и грянула предвиденная Матроной революция. Не успела построить
в Себино колокольню приезжая барыня, хоть и деньги, и материалы
собрала на нее, как и предсказала ей это Матронушка: «Что ты задумала
сделать, то не сбудется». Помещичий дом был разграблен, не пережив
испыта-
ний, преждевременно умер хозяин его, а дочери пришлось скитаться.
Началась в селе Себино новая жизнь, стали организовывать коллективное
хозяйство. Старший брат Михаил стал сельским активистом, вместе
с другим братом вступил в партию. А к Матроне в их общий дом шли
и шли болящие, страждущие, отчаявшиеся, которым она помогала молитвой
и наставляла в вере. И вот, чтобы не мешать жизни братьев и не обременять
престарелых родителей, в 1925 году Матрона перебралась в Москву.
И стала бездомной странницей. Переселяясь с квартиры на квартиру,
жила без прописки у дальних родственников, а то и чужих людей —
кто приютит. Вместе с ней жили послуш-ницы-хожалки, которые ухаживали
за беспомощной Матронушкой, слепой и неходячей. Матушка Матрона
безропотно сносила обиды ходившей за ней злой Пелагеи, которая обирала
блаженную, отнимая и раздавая своей многочисленной родне те крохи,
что приносили верующие. Денег от обращавшихся к ней Матрона никогда
не брала. Читала над водой молитву и давала эту воду приходившим
к ней — пить или окроплять ею больного. Всем советовала сходить
в Божий храм к воскресной службе: покаяться в грехах, исповедаться,
причаститься, отстоять литургию. Некрещеных благословляла креститься,
живущих в гражданском браке — обвенчаться. Всегда подчеркивала,
что лечит не сама, но сила дается ей от Бога. Особенно помогала
при исцелении психических расстройств, душевных болезней, снимала
бесовское одержание и порчу, то есть лечила не плоть, а душу.Частые
переезды были вынужденными, иногда спешный отъезд помогал самой
Матроне спастись от ареста, а ее квартирным хозяевам — от репрессий.
Так сменила она несколько адресов в Москве и Подмосковье, нигде
не задерживаясь подолгу. Иногда Матронушка уезжала в родную деревню,
навещала престарелую мать. Но где бы она ни жила, к ней нескончаемым
потоком шли люди со своими бедами и горестями. Она никому не отказывала,
принимала в день до сорока человек. Подобно древним подвижникам,
матушка Матрона никогда не укладывалась спать по-настоящему, просто
дремала на боку, подложив под голову кулачок. Это днем, а ночи проводила
в молитве перед образами. В квартире в Староконюшенном переулке
на Арбате, в семье Зинаиды Ждановой и ее матери, где Матронушка
прожила дольше всего — с 1942 по 1949 год, три угла в комнате были
заняты иконами сверху донизу.
Матушка была очень неприхотлива, скромна, никогда не жаловалась
на свою телесную немощь, всегда была радостна, приветлива, ко всем
относилась терпимо, с теплотой, состраданием, добром и любовью.
Порой,
если надо было, бывала и строга, и обличала, и вразумляла. Но не
учительствовала, не поучала. Учила только своим примером, бесконечным
терпением и сестринской любовью. Бывала всегда немногословна, отвечала
кратко, иногда простыми словами, иногда — иносказательно, притчами.
Подавала конкретную помощь каждому в его несчастье.
Своего подвижнического служения Матрона не прекращала до самых последних
своих дней
«Лишенная телесных
очес, очесами духовными
просвещенная...»
Матушка несколько раз предсказывала войну и грядущую победу. Где-то
в конце 30-х — начале 40-х годов она сказала: «Вот сейчас вы все
ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу
много погибнет, но наш русский народ победит». В начале 1941 года
одна женщина советовалась с матушкой, идти ли ей в отпуск зимой,
когда предлагали путевку. Ответ был неожиданный: «Нужно идти в отпуск
сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа
будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит.
Из Москвы уезжать не надо». А своим землякам, когда уже началась
война, она передала, что немцы не войдут в Тулу. И оправдалось ее
пророчество.
В войну очень многие шли к Ма-тронушке не за исцелением плотским
или духовным, а только узнать: жив ли не пишущий с фронта? Она отвечала
кому-то: жив, ждите. Другому говорила:-отпевать и поминать. «Она,
казалось, знала все события наперед, — писала Зинаида Владимировна
Жданова. — Приезжали к ней и за двести, и за триста километров,
а она знала имя человека».
Удивляло людей и то, что Матрона, у которой не было глаз, имела
представление об окружающем мире такое же, как и у зрячих людей.
Женщине, пожалевшей ее за то, что не может видеть красоту мира,
матушка ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и
творение Свое. И солныш-
ко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную:
горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...».
Но еще поразительнее была способность святой старицы к ясновидению.
Одной женщине, работавшей в Москве в церкви Ризоположения, Матрона
говорила: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». Во
время войны она незримо бывала на фронтах, ободряла бойцов. Для
ее духовного взора пространства не существовало. Она могла пребывать
незримо в местах, о которых не знала и не слышала, и описывать их
в подробностях, как видела внутренним взором.
3. В. Жданова рассказала удивительную историю о том, как в 1946
году, будучи студенткой Архитектурного института, готовилась защищать
дипломный проект. Руководитель проекта был настроен «завалить» работу
дочери «врага народа» и грозился вызвать комиссию, чтобы подтвердить
несостоятельность проекта дипломницы. Матушка Матрона, жившая тогда
у Ждановых, выслушала заплаканную девушку, успокоила: «Ничего, ничего,
защитишься!» — и просила дождаться вечера. А вечером начала давать
потрясенной студентке вполне профессиональные рекомендации, как
поправить проект: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим,
посмотрим творения великих мастеров...». Начала перечислять улицы,
здания, потом остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец
с арками, сделай так же, как и там — три нижних этажа здания крупной
кладкой и две арки въезда». Наутро Зина побежала в институт, к приезду
комиссии все исправления были внесены в проект. Комиссия дала «добро»
на защиту.
Матушка Матрона ясно читала и в мыслях людей, и все тайное для нее
становилось явным. Нечистые помыслы или скрытые грехи она обличала
и наказывала за них. Однажды на Пасхальной седмице Матрону, гостившую
в Себино, навестили три женщины из деревни Орловки и ушли от нее
с подарками: одна — с просфорой, другая — с водой, а третья — с
красным яйцом. Старица велела съесть это яйцо сразу, как только
выйдут за огороды, на гумно. Женщина, как было велено, сразу за
огородами вынула яичко из-за пазухи, разбила, а там — мышь! Испуганные
товарки бросились назад к Матроне, сидевшей у окна. А блаженная
спросила: «Что, гадко мыша-то есть?». Оказалось, что эта самая женщина
торговала молоком от своей коровы, и если в молоко попадала мышь,
она ее просто выбрасывала и продавала молоко как ни в чем не бывало,
в чем и созналась Матронушке.
Для Матроны будущее было открыто так же, как и настоящее. Одному
милиционеру, присланному начальством арестовать ее за проживание
в Москве без паспорта и прописки, Матрона ве-
лела вернуться домой, потому что там случилось несчастье. Милиционер,
поверив ей, сразу же поехал домой, а там пожар — едва успел спасти
жену.
Предвидела матушка и тяжелое время для православия: церкви и паствы.
На малое время верующие вздохнут — им будет дана свобода. Это начнется
с правителя по имени Михаил. Предсказала Матронушка, что будет и
крестный ход на Красной площади, и панихида по убиенному помазаннику
Божиему. Но потом начнется резня между политическими партиями, борьба
за власть, и победят опять коммунисты, а Михаила этого убьют. Как
не узнать здесь эпоху перестройки и чуть было не погубивший ее «прораба»
путч ГКЧП в 1991 году! К счастью, физическая смерть для Михаила
Горбачева заменилась на политическую. И вместо лидера в небытие
ушел Советский Союз. А будущее России виделось пророчице светлым:
«Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать!».
И, как однажды кончину праведного отца Василия, предрекла Матронушка
и свою смерть.
«И по смерти не престала
еси ходатайствовать пред
Богом о людех...»
Последний земной приют матушка Матрона нашла на подмосковной станции
Сходня у дальней родственницы. Там она тихо скончалась 2 мая 1952
года. За три дня она поведала о своей близкой кончине и сделала
все необходимые распоряжения. Согласно ее воле, погребена была на
кладбище Даниловского монастыря. Задолго до смерти блаженная старица
предсказывала, что вначале могилку ее будут навещать лишь немногие,
и она запустеет, но через много лет люди узнают и пойдут толпами
за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них Господу
Богу. Святая угодница обещала услышать всех и помочь всем, кто придет
к ней. Еще раз перед смертью наказала приходить к ней и рассказывать,
как живой, о своих скорбях. Всем, кто обратится к ней за помощью,
Матронушка обещала «видеть, слышать и помогать» им, а еще «встречать
при их смерти, каждого».
Минуло более 50 лет со времени кончины матушки Матроны, и к ее могиле
на Даниловском кладбище стали ежедневно приходить и приезжать люди
со всей России и из-за рубежа.
В 1998 году останки ее были торжественно препровождены в Свято-Покровский
Ставропигиальный женский монастырь, что у Абельмановской заставы.
Здесь они покоятся и поныне, и по-прежнему открыта дорога к Матроне
для всех недужных, духовными ли, телесными ли скорбями угнетенных,
и чудеса исцеления продолжаются.
|