|
|
|
Боги древних были
всесильны и мудры, участливы и бдительны, они обладали всемогущим
даром предсказывать и определять судьбу каждого смертного, они могли
подружить и поссорить царей, влюбляться и быть обманутыми. По их
образу и подобию мир людей строил свою жизнь... Но как узнать, что
они думают о тебе, о твоих детях, о твоем доме, о твоем царстве,
как узнать, что предвещает год грядущий - идут ли на тебя войной
могущественные соседи, а может, самому тебе идти на них, — разве
это было дано любому? |
|
|
|
Рядом с городом Дельфы, недалеко
от горы Парнас, стоит скала, названная Пупом земли. Внизу, в расселине,
бьет священный источник, знаменитый Кастальский ключ. Все это — владение
бога Аполлона. Здесь находится дельфийский оракул, место, куда приходят
вопрошать о своей судьбе (позже так стали называть и само пророчество),
слушать и толковать ответы пифии — прорицательницы, посредницы между
богами и людьми. Вещательниц подбирали очень тщательно — ими могли
быть только юные девушки, девственницы, наделенные особыми магическими
дарованиями.
Каждый месяц, в благоприятные для прорицаний дни, со всех концов Греции
в Дельфы стекался народ (а были среди них и простые люди, и депутации
греческих городов, и цари других стран), чтобы задать пифии вопросы.
Кто-то приходил первым, кто-то последним, но это не имело никакого
значения для очередности — ее определял жребий. Счастливец молился
в храме, приносил богатые жертвы и только после этого вопрошал пифию.Прорицательница
готовилась к этому дню заранее — выдерживала трехдневный пост и совершала
омовение. Перед самым вопрошанием она, надев длинное одеяние и возложив
лавровый венок на голову, пила воду из Кастальского источника и жевала
лист священного лавра, росшего во дворе храма. Затем садилась на фиал
— гладкую круглую плиту на треножнике и, когда оракулу задавали вопрос,
пророчествовала, вступив в тесное общение с Аполлоном, покровителем
прорицателей, а проще говоря, впадая в экстаз — в состояние необыкновенного
воодушевления, восторга.Вопросы задавались самые раз-но пифия редко
отвечала прямо. Иногда это были темные и непонятные изречения, иногда
вполне конкретные ответы, касающиеся заданного вопроса, но чаще всего
— повеления поступить так или иначе. И горе тому, кто не исполнял
этих повелений.
Фиванский царь Лай долгое время был бездетным, и когда он потерял
уже всякую надежду, то обратился к пифии за советом. Однако пифия
ответила Лаю, что не следует ему иметь детей, ибо сын его убьет отца
и женится на собственной матери. Царь презрел зловещее предсказание
пифии, сын все-таки родился, но Лай приказал избавиться от него. Однако
слуги пожалели младенца и отдали мальчика на воспитание в се-
мью пастуха. Прошли годы. Эдип, так назвали мальчика, вырос. Однажды
на пути в Дельфы отец и сын, не знакомые друг с другом, встретились
на тропе. Лай велел юноше уступить дорогу, и Эдип в гневе убил высокомерного
старца, не зная, что судьба уже все решила за него. Он женился на
собственной матери, стал царем в Фивах, но это не принесло ему счастья,
как и предсказывала пифия.
Если вопрошатель поступал так, как советовала ему прорицательница,
то удача сопутствовала ему. Царь Эллады Ифит отправился в Дельфы,
чтобы спросить у пифии, как избавиться от гражданских войн, сотрясавших
его государство, и от моровой язвы. Пифия возвестила ему, что только
спортивные состязания принесут мир в Элладу. Так было положено начало
Олимпийским играм, во время которых в Греции прекращались войны и
междоусобицы. Часто прорицательница оставляла заданный вопрос без
ответа, зато предрекала некие события, которые переворачивали судьбу
человека или всего человечества. Однажды купец Мнесарх, приехавший
в Дельфы с молодой женой, захотел узнать, насколько удачным и прибыльным
будет его путешествие в Финикию. Пифия же, ничего не ответив на этот
конкретный и незамысловатый вопрос, изрекла, что у него родится сын,
который будет мудр и принесет «роду людскому пользу величайшую на
все времена». Когда жена купца благополучно разрешилась от бремени,
то мальчика назвали в честь пифии Пифагором, ставшим известным философом
и математиком Пифагором Самосским.
Конечно, бывало, что пророчество пифии неверно толковалось, и тогда
человек совершал поступки, влекущие за собой несчастья и беды. Так
случилось с лидийским царем Крезом, который отправился к пифии, чтобы
выяснить, что сулит ему война с Персией. Пифия ответила двусмысленно:
падение великой страны. Крез истолковал ее слова в свою пользу и ошибся
— гибельным этот поход был не для Персии, а для Лидии.
Последнее свое пророчество дельфийский оракул дал в 362 году нашей
эры — пифия изрекла, что христианство погубит Римскую империю...
И когда римский император Юлиан, правивший до 363 года и получивший
прозвище Отступника за попытку вернуться к язычеству, отправил послов
в Дельфы, желая узнать, принесет ли ему удачу отказ от христианства,
пифия ничего не ответила. Оракул замолк навсегда.
У Аполлона нет больше пристанища на земле, а посему и в его мир люди
отныне не будут допущены. |
|
|